Текстовая версия выпуска
Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Рады постоянным слушателям и горячо приветствуем тех, кто подключается первый раз. Сегодня поговорим о Николае Чудотворце. Поводом послужил информационный резонанс в России, который произвела доставка мощей святого из Италии, в храм Христа Спасителя. В столице ажиотаж — многокилометровые очереди, пробки. Люди стремятся поклонится, прикоснуться к Святому.
Предлагаем вместе со слушателями рассмотреть эту тему со стороны, которая отличается от официальной версии.
Проанализировав источники, пришли к выводу и предположению, что прообраз Николая Угодника это славянский бог Велес. Велес второе по значимости Божество в пантеоне древнерусских богов. Отвечал Велес за богатство и плодородие, земледельческие функции. А основа мировоззрения наших предков - это работа с землей и почитание даров природы. Велес часто наделяется и еще одним свойством - связью с миром мертвых. Считается повелителем загробного мира по некоторым версиям ученых. Эта версия как раз и даёт возможность предполагать, что образ Велеса скрывается за Николаем Чудотворцем, который до сих пор, считается покровителем достатка, и заступником для мертвых в загробном мире.
В русских сказках, в которых основным персонажем выступает имя Николы Чудотворца как утвержают некоторые источники, заменило в народе имя великого языческого Бога – Велеса. На почитание русскими св. Николая указывают свидетельства иностранцев, которые пребывали на Руси в позднем средневековье. Цитата «Среди всех народов русские более прочих привержены чревоугодию и суевериям. Их покровитель, святой Николай, удостаивается большего числа поклонов и молитв, нежели все святые вместе взятые. Русский не молится Богу, он по клоняется святому Николаю и обращается к нему с любыми своими нуждами. Его изображения можно видеть повсюду: в столовых, в кухнях и всех прочих местах. Воистину, это их семейный Бог. Каждый входящий в дом сначала должен поклониться иконе, а потом уже приветствовать хозяина. Мне приходилось видеть московитов, которые, взойдя в комнату, где по какой-то невероятной случайности не было святого образа, бежали в соседнюю искать оный. Как и во всех доведенных до крайности религиях, сии обычаи суть пережитки язычества… » – писал Джакомо Казанова, посетивший Москву в 1765 г.
Вот что пишет Успенский Борис Андреевич доктор филологических наук в книге "Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирлики́йского"
"...географическое распределение культа Волоса и культа Перуна на восточнославянской территории соответствует в общем распространению культа Николы и культа св. Георгия.
"..…в Николе можно предположить воплощение Во́лоса; это предположение, как будет видно ниже, находит достаточно достоверное подтверждение. Отметим в этой связи Волосов Николаевский монастырь, некогда существовавший во Владимирском уезде, в 16-ти верстах от г. Владимира при реке Колочке. По преданию, сохранявшемуся в народе, Волосов Николаевский монастырь был основан на месте языческого капища в честь Волоса, откуда название как самого монастыря (Волосов), так и соответствующего места (Волосово). В этом монастыре была чудотворная икона Николы, которая по преданию многократно являлась на дереве, висящей на волосах. Вместе с тем в Петербурге в церкви св. Николая в Трунилове находился образ Николы с надписью: “Никола Волосовской”…
...Соответственно, Никола выступает как крестьянский и вообще народный святой, покровитель народа. Эта демократическая сущность Николы очень ярко проявляется в русских переделках греческих сказаний о нем, когда, например, в греческой версии св. Николай помогает корабельщику, но в русской — крестьянину и где Никола может даже именоваться “смердовичем” а также “мужицким заступником”. Достаточно характерно также фольклорное определение Николы как “бурлацкого бога” . Подобное восприятие Николы соответствует восприятию Волоса как бога “всей Руси”, между тем как Перун, отождествившийся с Тором, выступает как бог княжеской дружины...
Интересно точка зрения. Выпуски проекта "Молитва за мир" становятся интереснее, когда в их создании принимают участие слушатели. Как вы считаете Велес и Николай Чудотворец — это одно и то же? Пишите свои предположения, а также информацию, которой владеете в наших сообществах в комментариях под сегодняшним выпуском. Мы будем рады ознакомиться и даже ответить вам.
А сейчас давайте послушаем песню замечательного автора Светланы Лады-Русь.
Спасибо, Светлане Ладе-Русь! А теперь настал торжественный момент — единая молитва за мир!
Спасибо всем, кто был сегодня с нами! Мы ждем вас в наших сообществах вконтакте и одноклассниках, а также ждем вас на следующих трансляциях! До скорых встреч!